В продажах анализ важен как на старте, так и в процессе реализации товаров. Именно на основании измеримых показателей можно выстраивать процессы, стратегически мыслить, принимать взвешенные решения и вырабатывать механики. Если вы продаете на маркетплейсах, аналитики на уровне встроенного кабинета точно недостаточно. Чтобы получать всеобъемлющую статистику, требуется подключение внешних сервисов. Кабинет OzonВнутренний кабинет маркетплейса Ozon может предоставить следующую информацию:- данные по регионам, где лучше продается товар;
- данные по целевой аудитории (портрет покупателя);
- данные по акциям;
- динамику продаж.
Аналитика представлена тремя разделами:- аналитика продавца (базовый набор и набор по Premium-подписке);
- аналитика площадки (по Premium-подписке);
- что продавать на Ozon (по Premium-подписке).
Блок аналитики продавца позволяет отслеживать графики, кластеры, акции и ситуацию в поисковой выдаче.
Графики – это количество заказанных товаров, процент добавления в корзины, возвраты и т.д.
Акции – отслеживание успешности акций (расход, доход, клики и ряд других ключевых метрик).
Кластеры – все перемещения товаров, другими словами – контроль поставок.
Поиск - контроль позиций товара в выдаче.
Аналитика площадки дает возможность отслеживать тренды, конкурентную позицию и сегменты аудитории.
Режим «одного окна»Отметим, что внутренний кабинет маркетплейса Wildberries устроен схожим образом: здесь есть все, чтобы контролировать продажи. Но вот вопрос: когда продавец представлен на нескольких площадках одновременно, куда сводить все данные, чтобы работать в режиме «одного окна»?
Для этих задач на рынке приложений существует большое количество сервисов. Однако при этом (проверено на практике) не существует сервиса, идеального для вашего бизнеса. Максимум, что вы сможете, - через погружение в каждую систему найти наиболее оптимальный вариант.
Процесс этот, как правило, довольно трудоемкий и требует включения сразу нескольких специалистов, участвующих в продажах.
В выборе сервиса следует исходить из следующих данных:- на сколько площадок рассчитан сервис;
- какие закрывает блоки по внешнему анализу;
- какие блоки по внутреннему анализу.
Внешняя и внутренняя аналитика Остановимся чуть подробнее на этих блоках. Внешняя аналитика представляет собой сбор данных о продавцах на различных онлайн-площадках. Она часто используется новичками для исследования рынка. Анализ включает в себя данные о количестве продавцов, объемах продаж по категориям, брендам или конкретным товарам.
Внутренняя аналитика – это глубокий анализ продаж ваших товаров. Она помогает выделить прибыльные и убыточные позиции, оптимизировать закупки и отгрузки и, как следствие, повысить эффективность бизнеса.
Ключевые задачи внутренней аналитики:- увеличение продаж и снижение расходов: какие товары продаются лучше всего, а какие нужно убрать или скорректировать;
- экономия на хранении: определение и минимизация лишних запасов, которые занимают место и требуют платы;
- оптимизация товарных запасов: какие товары действительно будут нужны, чтобы не заказывать и не хранить лишнее;
- экономия времени: автоматизация планирования и анализа продаж.
Опробованные нами топ-сервисы для аналитикиEGGHEADS Это сервис аналитики маркетплейсов, который предоставляет большое количество инструментов для отслеживания эффективности:
- аналитика своей компании;
- конкурентный анализ и выбор ниши;
- управление поставками;
- автоматизация рекламы;
- инструменты AI.
Система управления поставками предоставляет основанные на обработанных данных аналитические отчеты, которые упрощают принятие решений. Товарная аналитика дает сводный обзор товаров, брендов и поставщиков, помогая оптимизировать позиционирование. Аналитика категорий предоставляет отчеты по разделам интернет-магазина. Наконец, финансовая аналитика оценивает рентабельность бизнеса и помогает скорректировать позиционирование для повышения эффективности на электронной торговой площадке.
Данный сервис часто получает положительные отзывы предпринимателей, однако он не подошел для решения именно наших задач. Будет ли он полезен вам, зависит от того, какую нишу занимает ваша компания и как в ней выстроены бизнес-процессы.
MPSTATS Сервис аналитики и эффективного управления ситуацией по продажам на маркетплейсах. Это действительно тот самый сервис, где есть возможность работать в рамках «одного окна».
Он позволяет проводить анализ на всех уровнях: можно управлять основными финансовыми показателями своего кабинета с помощью таких инструментов, как сводка, товары и карточка товара, а также еженедельные отчеты.
Внутренний кабинет можно удобно адаптировать под себя и анализировать движение своих товаров в ленте заказов и продаж. К тому же благодаря географии заказов довольно просто узнавать региональное распределение по федеральным округам.
Интерфейс MPSTATS довольно понятен и просто в плане навигации, и этот сервис мы продолжаем использовать в своей работе.
MARKETGURUЭтот сервис можно назвать альтернативой MPSTATS, обладающей более простым интерфейсом. Он заточен под аналитику на маркетплейсе Wildberries.
Внутри системы есть все возможности, чтобы управлять продажами, продвижением и рекламой, а также анализировать точки роста. Например:
- автоответы – помогает менеджеру работать с отзывами;
- репрайсер - автоматизирует управление ценами, позволяет контролировать акции и работать с остатками товаров;
- расширение – предоставляет возможность работать с ценовыми сегментами, отслеживать статистику карточек товара, оценивать позиции в поиске, анализировать карточки в сравнении с конкурентами и многое другое.
Подведем итогКачественная аналитика является неотъемлемой частью успешного бизнеса на маркетплейсах. При этом идеального сервиса «под ключ», который сразу же подошел бы вашей компании, не существует. Вам предстоит детально изучить каждый из них и выбрать наиболее оптимальный вариант. Выбор и адаптация системы под бизнес могут занять немало времени и потребовать привлечения специалистов. Однако эти вложения обязательно окупятся и принесут вам прибыль.